Кинофильм «Служебный роман» — глазами советских критиков или золушка и недотёпа

В 1978 году «Служебный роман» собрал у экранов 58,4 млн зрителей. Читатели популярного журнала «Советский экран» назвали его лучшей кинолентой 1977 года, а исполнителей главных ролей: Андрея Мягкова и Алису Фрейндлих — лучшими актёрами года.
АиФ.ru вспоминает, что о киноновинке писали советские критики.
От «Советской культуры» до «Советского экрана»
К 1977 году Эльдар Рязанов уже снискал славу режиссёра, который умеет снимать картины «для всех». Несмотря на то, что его телевизионная «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» не выдержала широкого проката, «Служебный роман» получил у широкой публики статус фильма, который нельзя пропустить. За несколько месяцев до выхода мелодрамы критики анонсировали её как очередной киношедевр.
Так подогревала интерес к премьере журналист «Советской культуры» М.Туровская:

Вскоре после выхода фильма на широкий экран на страницах журнала «Искусство кино» появилась развёрнутая рецензия В. Михалковича «Пигмалион среди нас». Критик анализировал историю отношений главных героев, жизнь в советском коллективе и чувство одиночества, которое даже если бы и захотелось, невозможно почувствовать под «перекрёстным обстрелом любопытных взглядов» коллег:
Много лет они существуют рядом, приходят в одно и то же здание, в одно и то же время на работу; постоянно общаются между собой по разным вопросам-отчетам, справкам, сведениям; короче знакомятся и сближаются двое сослуживцев. Странность рассказанной истории в том и состоит: люди знают друг друга много лет и наконец близко знакомятся. Фильм именно об этом — как такое возможно: знать друг друга и вдруг познакомиться.
Тогда тем более непонятно, почему ж в атмосфере взаимного любопытства столь долго не сумели познать друг друга Людмила Прокофьевна Калугина и Анатолий Ефремович Новосельцев? Ответ здесь прост и благодаря этой простоте парадоксален: именно из-за атмосферы всеобщего любопытства.

В советские годы на экраны вышел не один фильм о современной «Золушке», где вместе с изменениями в карьере или личной жизни героини происходила кардинальная смена её образа. Однако «Служебный роман» в этом плане пошёл ещё дальше: преображение Алисы Фрейндлих поражало. В 1984 году В. Демин на страницах книги «Эльдар Рязанов» писал:
Если бы «Служебный роман» вышел сегодня, его бы отнесли к «мейнстримовому кино». В советские же годы он попадал в категорию «зрительских фильмов», но несмотря на предвзятое отношение к этому жанру и тогда, и сейчас, критики уверены — его авторы не поступились «требованиям искусства». Об этом в статье «Игра любви и случая» на страницах «Советского экрана» размышлял В. Божович:
<…> Говоря о «Служебном романе», мы неоднократно возвращались мысленно к «Иронии судьбы». Наверное, это неизбежно. Оба фильма объединяет бросающаяся в глаза преемственность тем, мотивов, художественных приёмов. Но есть и различия, причём весьма существенные. Логика жизни и причуды случая, неразрывно слитые в предыдущем случае, в «Служебном романе» разошлись и образовали две разные сюжетные линии. В первой линии, Калугина — Новосельцев, при соблюдении внешних реалий игру ведет фантазия, выдумка, комедийная условность. Во второй, Рыжова — Самохвалов, действие идет «по жизни», характеры вырастают из условий бытия и комедийное начало выражается не в веселой игре, не в эксцентрике, а в мягком и подчас печальном юморе. Первую линию венчает сказочно счастливый конец, а вторая получает минорное, просветленно грустное завершение».
Google создал дудл в честь юбилея фильма «Служебный роман»
Праздничный логотип к 40-летию картины нарисовала Джулиана Чен

Интерактивный дудл в честь юбилея знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Служебный роман» появился на стартовой странице Google в четверг, 26 октября [ 2017 г. ]. В этот день исполняется 40 лет с момента премьеры картины.

Автором логотипа стала дудлер Джулиана Чен (Juliana Chen). Она изобразила одну из самых, по ее словам, запоминающихся сцен картины, когда персонаж Андрея Мягкова Анатолий Ефремович воображает диалог со своей начальницей Людмилой Прокофьевной, которую исполнила Алиса Фрейндлих, ставя ее очки себе на ногу.
«Когда я впервые увидела сцену, где Анатолий ставит очки Людмилы Прокофьевны на ботинок, я сразу подумала, что это отличный кадр для будущего дудла! Безусловно в фильме очень много сцен, которые не оставляют зрителей равнодушными – отчаянные танцы Анатолия Ефремовича на вечеринке у Самохвалова, уроки грациозной и уверенной ходьбы Калугиной, «анонимные» гвоздики, первое неловкое свидание главных героев. Весь фильм я следила за тем, как Людмила Прокофьевна становилась все более уверенной, гордилась ее успехами и радовалась счастливой развязке», – поделилась впечатлениями о фильме Чен.
Она отметила, что картина невероятно колоритная, в ней есть тонкий юмор, ирония, романтические хитросплетения.
Увидеть праздничный логотип сегодня могут жители России, Украины, Белоруссии и других стран. С завтрашнего дня его можно будет найти в архиве.
Фильм «Служебный роман» впервые вышел на экраны 26 октября 1977 года. В год выпуска его посмотрели более 50 миллионов зрителей, он стал лидером проката.