События

Главные фильмы Бернардо Бертолуччи — От «Конформиста» до «Мечтателей»

Вспомним важные работы одного из самых влиятельных эстетов и провокаторов современности.

Конформист (1970)

Бертолуччи всегда интересовали истоки различных социальных конструктов и их связь с человеческой психологией и сексуальностью. В фильме 1970 года «Конформист» режиссер исследует природу конформизма и фашизма через главного героя Марчелло, который больше всего мечтает быть нормальным.


Кадр из фильма «Конформист»

Находясь на службе в тайной полиции фашистов, он получает задание убить своего старого знакомого, профессора Квадри, открыто высказывающегося против фашистского режима. Через серию флешбэков, которые переживает герой во время выполнения задания, Бертолуччи проводит параллели между государственным и сексуальным насилием, которому подвергся Марчелло в детстве, и показывает, насколько его стремление соответствовать социальным нормам лишает его всяких человеческих качеств.

https://youtu.be/7rFn2Zn_ETg

Элегантное изображение жизни среднего класса, атмосфера фильмов 20–30-х годов, сочные цвета и необычные ракурсы сделали «Конформиста» не только очень красивым, но первым коммерчески успешным фильмом итальянского режиссера в Европе.

Последнее танго в Париже (1972) 

Сценарий одного из самых скандальных фильмов Бертолуччи родился из его сексуальных фантазий, к которым, судя по скандалам, сопровождающим картину до сих пор, мир был не готов. В центре сюжета — тайные, граничащие с извращением отношения молодой парижанки и 45-летнего вдовца, которые ведут к необратимым для них последствиям. На главные роли Бертолуччи взял Марлона Брандо, который только что снялся в «Крестном отце» Френсиса Форда Копполы, и 19-летнюю еще никому неизвестную Марию Шнайдер.

Кадр из фильма "Последнее танго в Париже"

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже»

Художественные достоинства фильма, необычные визуальные решения, вдохновленные картинами Фрэнсиса Бэкона, и игра актеров остались на втором плане из-за обилия откровенных сексуальных сцен. В Италии все копии фильма были уничтожены, а сценаристы, Бертолуччи и Брандо получили по два месяца условного заключения.

Читайте также
Гороскопы от Павла Глобы на 2020, 2019 и 2018

Последнее танго в Париже (1972)

Самой шокирующей оказалась сцена, где герой Брандо насилует молодую девушку с использованием сливочного масла. Через много лет Шнайдер призналась, что сцена не была предусмотрена в сценарии и она узнала про нее непосредственно перед съемками. По ее словам, несмотря на то, что это происходило не по-настоящему, актриса чувствовала себя изнасилованной Брандо и Бертолуччи, а сам фильм полностью разрушил ее жизнь.

Сам режиссер в свою очередь утверждал, что сцена изнасилования была в сценарии, но использовать в ней масло пришло ему и Брандо в голову накануне съемок. По его словам, он чувствовал свою вину перед актрисой, но никогда не жалел о сделанном.

Двадцатый век (1976) 

После международного успеха «Последнего танго в Париже» Бертолуччи решил попробовать свои силы в Голливуде и собрал для этого уникальный актерский состав.

Кадр из фильма "Двадцатый век" filmpro.ru

Кадр из фильма «Двадцатый век»

Через призму отношений двух героев — итальянского землевладельца Альфредо в исполнении Роберта Де Ниро и крестьянина Олмо, которого сыграл Жерар Депардье, — Бертолуччи рассказывает о политическом конфликте между фашистами и коммунистами, развернувшемся в Италии в первой половине ХХ века. Также в картине снялись Дональд Сазерленд,  Доминик Санда и Берт Ланкастер, который так боялся, что его не возьмут из-за его возраста, что согласился работать бесплатно.

«Двадцатый век» известен как один из самых долгих коммерческих фильмов в истории: режиссерская версия Бертолуччи длилась более пяти часов, но после долгой борьбы со студией Paramount его пришлось урезать до трех часов пяти минут.

Последний император (1987)

Фильм, принесший Бертолуччи девять номинаций на премию «Оскар», включая главные категории — «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Картина рассказывает о последнем императоре Китая Пу И, начиная с самого его детства и заканчивая его арестом и последующей реабилитацией Коммунистической партией Китая. Несмотря на размах, фильм был снят без студийной помощи — продюсер Джереми Томас лично собрал на производство $25 млн, а китайское правительство впервые дало разрешение на съемки в Запретном городе в центре Пекина. В нем находится самый большой дворцовый комплекс мира, который был домом для китайских императоров начиная с XV века. Усилия режиссера были не напрасны — картина взяла «Оскара» во всех девяти номинациях.

Читайте также
Как встретить Новый год 2019, чтобы он был удачным: приметы

Последний император (1987)

Ускользающая красота (1996)

19-летняя американка в исполнении Лив Тайлер после смерти своей матери, известной поэтессы, едет в Тоскану к семье и друзьям, чтобы провести беззаботное ленивое лето в одной из итальянских деревушек. Но девушку не оставляют мысли о странной заметке в дневнике матери, а также тайна своего происхождения: очевидно, что ответы на эти вопросы есть у ее новых знакомых, но они не спешат раскрывать перед юным созданием секреты прошлого. Первая любовь, первое разочарование, беспечная красота летней Италии — «Ускользающая красота» стала одним из самых легких и мечтательных фильмов режиссера, а также прорывом в карьере начинающей актрисы Лив Тайлер. Именно Бертолуччи создал каноны киноязыка, которым впоследствии будут восхищаться поклонники «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино.


Ускользающая красота (1996)

Мечтатели (2003)

Культовый фильм позднего Бертолуччи, который стал предпоследним в его карьере. Картина стала предметом поклонения у молодежи, а многие сцены из него — знаковыми для новейшей истории кинематографа, в том числе эпизод, в котором главные герои бегут по залам Лувра, повторяя, в свою очередь, знаменитую сцену из фильма «Посторонние» Жана-Люка Годара.


Мечтатели (2003)

Действие картины происходит в знаковый для мировой истории год — 1968, когда толпы протестующих студентов захватывают улицы Парижа. Молодой американец Мэттью (Майкл Питт) приезжает туда на учебу и встречает близнецов Тео и Изабель (Луи Гаррель и Ева Грин), которые погружают его в свой альтернативный мир искусства и кино, свободного от политических протестов. Фильм стал прорывным в карьере молодых актеров и занял умы не одного поколения синефилов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Back to top button